Славянские 

    чаровницы 

 

Современная женщина и

   вековые знания наших предков.

Гимнастика славянских чаровниц

Женщина-чаровница

     Женщина-мать

Женщина- хранительница

Народная педагогика

Беременность и роды

Дети

 

    Народная педагогика

     Детский фольклор

      Генетическая память

Главная

 

 

                   

 

Карпухина Н.Ю.
Народная педагогика

Нет проблемы – как воспитывать детей: есть только один вопрос: как жить всем вместе, взрослым и детям.

Л.Н.Толстой.

 

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности.

Еще в ХVII веке философ Джон Локк главным воспитательным средством считал пример родителей, окружение ребенка и отдавал предпочтению семейному воспитанию. Ж.Ж.Руссо (1712-1778) говорил, о воздействии на ребенка факторов воспитания: природы, окружающих людей и общества, каждый из которых выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди и общество учат, как и где применять их, обогащают этот опыт. Итальянский педагогог Мария Монтессори (1870 – 1952), учитывая индивидуальные, психофизиологические возрастные особенности детей, детально продумала предметно-пространственную обучающую среду для их свободного и полноценного развития (условия жизни, занятия детей, правила общения предметное окружение (маленькая мебель, развивающие материалы) и т.д.), дающую возможность выбора самостоятельной деятельности ребенка.. Создание оптимальных, благоприятных, гуманных условий для  воспитания и образования детей и подростков, пробуждающие в ребенке природные задатки, предложил Штейнер с 1919 г . открывая вальдорфские школы.

К.Д. Ушинский (1824 – 1870), которого называют основоположником научной педагогики в России, считал, что наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым, и самыми действующими воспитателями  в этом являются семья, общество и природа, причем в основе воспитания лежит труд. Педагогический опыт С.Т. Шацкого (1878-1934), А.С. Макаренко (1888 – 1939) и   их последователей показал, что эффективно воспитывает не сколько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования.

Можно еще и еще продолжать перечисление соответствующих педагогических воззрений. Но, заглянув в глубину веков, мы увидим, что именно всё это и было неотъемлемой частью народной педагогики. Интересно то, что эти педагогические взгляды абсолютно созвучны народной мудрости, народному опыту, идеям и принципам народной педагогики, в частности традициям семейного славянского воспитания.  Наши далекие предки не выделяли воспитание как отдельное действие, они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Воспитание совершалось жизнью. Народная мудрость хранила свои знания в песнях, пословицах, поговорках, в обычаях, традициях, передававшихся из поколения в поколение.

Обращаясь к научной педагогической мысли, мы уже заметили, что одним из основных факторов воспитания ребенка является воспитательный коллектив, будь то семья или коллектив детей. С одной стороны, в коллективе происходит формирование активной личности, ответственной, трудолюбивой, отзывчивой. С другой стороны, коллектив является средством защиты интересов каждой личности.

 Несомненно, нельзя не согласиться с мнением А.С. Макаренко, что «воспитание единственного сына или дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах» (8, 106).      

 

Проводя параллель, заметим, что традиционная семья и была таким большим воспитательным коллективом. В семьях наших прадедов ребенок рос среди множества родственников, учился со всеми общаться, ладить. В младенчестве о малыше заботились женщины семьи: мамки, бабки, тетки. Подрастая, ребенок начинал играть, получая опыт общения, со всеми родственниками от мала до велика. С 5 лет он уже приучался к хозяйственным делам, имел свои посильные обязанности. И так, естественно воспитываясь, в атмосфере любви, музыкальности и поэзии народного слова вырастал человек, заботящийся о своей семье, почитающий старость, живущий в мире с самим собой, своим родом-племенем и Матушкой-природой.

Обратим внимание, что, занимаясь воспитанием подрастающего поколения, решая педагогические задачи, педагоги, психологи и родители ратуют именно за такое гармоничное естественное воспитание личности. Но, к сожалению, в стремлении к  естественности, многие ей и противоречат, применяя не присущие нашим детям технологии, экспериментируя с новейшими методиками, в результате все дальше обрывая тонкую нить, связывающую воспитание и собственно жизнь юного человека.  

В наши дни народная педагогика является примером естественности, природосообразности воспитания. Природосообразный подход, оказывая комбинированное воздействие на чувства, сознание, подсознание и поведение человека, обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности.    

К.Д. Ушинский считал, что напрасно выдумывать воспитание, так как оно существует в народе столько веков, сколько существует сам народ. С народом воспитание родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, его лучшие и худшие качества, и является той почвой, на которой произрастают одно за другим новые поколения России.  Эту почву можно только удобрить, улучшить, лишь приноровившись к ней самой, к ее требованиям, силам, недостаткам (6, 33).

Поэтому накопленный, веками проверенный, богатый опыт воспитания не следует предавать забвению. Вобрав в себя все лучшее из этого опыта, педагогам, психологам и родителям необходимо осмыслить его значение с точки зрения психологической и физиологической функций, эстетической и экологической, с точки зрения сути генетической информации, получения генетических ресурсов, сохранения духа народа, традиционного славянского миропонимания и мироощущения.

 

цели народной педагогики:

·     формирование традиционного мировоззрения, «народности» души,

·     формирование нравственных привычек, воспитание трудолюбия, пробуждение у детей доброты и любви к людям, к родной природе,

·     развитие интереса, внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям,

·     обогащение знаний о природе, развитие ума,

·     формирование эстетической, духовной культуры, воспитание художественного вкуса, тонкого ощущения прекрасного,

·     забота о здоровье, физическое развитие,

·     приобщение к истокам родного, истинного народного творчества, знакомство с историей и традициями народа, воспитание национального достоинства.

Все эти цели достигаются с помощью средств народной педагогики, устного и прикладного народного творчества и народных традиций.

Народная педагогика связывает в общую систему различные методы и средства воспитания. Основным, сохранившимся до наших дней, средством традиционного воспитания является народное творчество. Оно всеобъемлюще и многогранно. Даже до наших дней народное творчество донесло идеи и цели традиционного воспитания, воспитания славянина, сильного телом и духом. Это формирование славянского мировоззрения, нравственных привычек, эстетической и духовной культуры человека. Все самое лучшее, что есть в современном русском человеке, украинце или белорусе, в любом славянине, вырастает из этих корней. Удивительно, что это действует не только на основе сознательного изучения истории своего народа, осознания и принятия его обычаев и традиций, но, самое главное, на подсознательном и генном уровнях. И восприятие на этих уровнях начинается буквально с рождения, даже  еще раньше.

 

 

Hosted by uCoz