Славянские 

     чаровницы 

 

Современная женщина и

        вековые знания наших предков.

Гимнастика славянских чаровниц

Женщина-чаровница

     Женщина-мать

Женщина- хранительница

Дом

Семья, Род

Знания и традиции

 

Рукоделие

 

Главная

 

                   

 

 

Текстильные обрядовые куклы

По книге Зиминой З.И. «Текстильные обрядовые куклы» Минск 2006 

В традиционно-бытовой материальной культуре славянских народов особое место принадлежит текстильным обрядовым куклам. Относясь к традиционному творчеству, которое всегда регламентирует неизменность формы и содержания обрядового предмета, обрядовые куклы являются своеобразным способом хранения информации о ритуальном способе существования и архаическом сознании тех времен.

Сегодня народная текстильная кукла хранит и передает информацию духовного плана, творческую энергию народа, который создавал и бережно хранил традиции этого искусства. Это искусство таит в себе глубокие символические знания предыдущих поколений, наших предков.

Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен.

Куклы использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

Кукла «Кузьма и Демьян» отражает космогоническое представление славян о «близнечном» мифе, имеющем место во многих индоевропейских космогонических системах (иначе Белобог и Чернобог). Аналогично кукла «День и ночь». А кукла «пеленашка» - древнейшая модель 7 или 9 Небес.

Спиральность мира, его развития символизирует полоска ткани, свернутая как спираль «скрутка». Интересно, что рушники, половики, свитки хранятся в скрученном виде. Пеленание ребенка. В этом находят свое отражение представления о структуре тонких тел человека, ДНК, демонстрируется спиральность многих явлений в окружающем мире. А если вспомнить пеленание новорожденного ребенка, которое сразу же наполняется не только разумностью действий, но и мифологической символикой.

В таких примерах прослеживается многослойность традиционной культуры. Иначе говоря, дублирование знаний о мире (жизненно необходимых) в разных формах. 

Архаическое сознание – неразделенное по сути, магическое, легкое общение со своим подсознанием.

Рукоделие – в архаическом сознании - творение мира. Из хаоса получается упорядоченное (социализированное) пространство.

По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Целые куски изношенной одежды использовали для изготовления кукол. Считается, что ношенная ткань несет в себе часть жизненной силы человека ее носившего. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение предмета из мира природы. Изношенные вещи рвали на аккуратные полосы, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придает изделию целостность. Края не обработаны – подчеркивается связь с хаосом.

Куклу легко изготовить, но легко и разобрать на тряпочки (человек приходит в этот мир и уходит из него легко и на время).

Кукла – в мифологическом сознании магический предмет, посредник общения между человеком и иным миром.

Особенности текстильной куклы:

-         Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.

-         натуральные материалы: лен, куделя, палочки лесных деревьев (фен-шуй), солома, лыко, трава, березовое полено

-         куски своей ношеной (счастливой) одежды;

-         делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками.

-         легко делается – легко разбирается; священен сам предмет, когда наполнен символикой.

-         безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «оберёжной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить,   она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.

«нет лица – чтобы не увидела, нет рук  – чтобы не схватила, нет ног – чтобы не догнала».

-         соизмеримость руке изготовителя (в ладонь и в локоть) (соответствие именно этому человеку),

-         используются ткани трех цветов – белого, красного и черного.

  Обрядовые куклы выполняются из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносятся главным образом из леса: ветка дерева, лоза, трава, цветы, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания славянина-предка. Вспомните: ведь в волшебных сказках герои обязательно попадают в лес. Именно там, в лесу они проходят испытания чести, выдержки, отваги и сообразительности. Именно там живет Баба-яга, которая сначала соответственно проверяет героя, а только потом помогает: дает ему в руки путеводный клубок и снабжает мудрыми советами.

Поэтому основа кукол-оберегов – лесные деревянные колышки. Березовое полено издревле являлась собой символ мужской силы. Куклы, сделанные на основе березового полешка являются оберегом семейного счастья. Они укрепляют мужское начало семьи, заботятся о процветании и благосостоянии семьи. Осина всегда считалась опасной для злых духов. Поэтому куколки, сделанные на основе осиного полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Дарить игрушки — народный обычай с очень давних времен. Особенно по праздникам радовала детей новая «потеха». В народе считалось, что игрушка — подарок — принесёт ребёнку здоровье и благополучие.

Важно, что крестьяне к детским играм относились с особым вниманием, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушек. Дело не только в том, что в далёком прошлом с помощью игрушек в играх-упражнениях обучали детей труду, от старшего поколения к младшему передавали накопленный трудовой, семейный опыт.

Но и в том, что в древности знали, что детские игры и игрушки наделены магической силой. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. В народе примечали: когда дети много и усердно играют в куклы — будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде.

Цикл тематических семинаров «Обрядовые куклы»

Разработчик Зимина З.И.

преподаватель традиционного текстиля  кафедры народной культуры БГПУ (1994–1999), кафедры народных ремёсел БГУК (1999–2002), искусствовед научно-исследовательской художественно-экспериментальной лаборатории «Скарбница» (2002–2003)  E-mail - zimzin@yandex.ru

1 уровень

Обучение на 1 уровне, состоит из нескольких семинаров, каждый из которых связан с практическим обучением изготовления традиционной обрядовой куклы из текстиля и природных материалов.

Участникам семинара будет предоставлена возможность приобретения методических пособий и компьютерных дисков

 

Семинар «Традиционные текстильные обрядовые куклы»

Цель: дать представление о традиционных славянских обрядовых куклах.

Задача: научить изготавливать текстильные обрядовые куклы по традиционным технологиям.

         Семинар  «Славянские  обрядовые  куклы из растительных материалов»

Цель: дать представление о традиционных славянских обрядовых куклах из природных материалов.

Задача: научить изготавливать обрядовые куклы из природных материалов и использовать их в качестве своеобразного оберега.

2 уровень

Обучение на 2 уровне, состоит из нескольких семинаров, каждый  из которых связан с изучением места и роли конкретной обрядовой куклы в традиционном ритуале.

Семинары «Место славянских обрядовых кукол в традиционных народных обрядах»

Цель: дать представление о месте обрядовых кукол в традиционных обрядах.

Задача: научить применять обрядовые куклы и их в традиционных ритуалах (в семейных, календарных).

 

Hosted by uCoz