Текстильные
обрядовые куклы
По
книге Зиминой З.И. «Текстильные
обрядовые куклы» Минск 2006
В
традиционно-бытовой материальной
культуре славянских народов особое
место принадлежит текстильным
обрядовым куклам. Относясь к
традиционному творчеству, которое
всегда регламентирует неизменность
формы и содержания обрядового
предмета, обрядовые куклы являются
своеобразным способом хранения
информации о ритуальном способе
существования и архаическом
сознании тех времен.
Сегодня народная текстильная
кукла хранит и передает информацию
духовного плана, творческую
энергию народа, который создавал и
бережно хранил традиции этого
искусства. Это искусство таит в себе глубокие
символические знания предыдущих
поколений, наших предков.
Куклы-обереги на Руси ведут свою
историю с древних языческих времен.
Куклы использовались для
семейных и общественных обрядов.
Ритуальную куклу, на которую
заговорено заклинание тщательно
берегли. Ей отводили сокровенное
специальное место, ставили в красный
угол. По народным поверьям
оберегающие куклы несли в себе
доброе начало, охраняли от темных сил,
ссор, болезней.
У наших предков тряпичные куклы
бытовали как обрядовые куклы и как
игрушки, через которые дети
знакомились с укладом жизни и
получали космогонические,
нравственные, символические и
мифологические знания.
Кукла
«Кузьма и Демьян» отражает
космогоническое представление
славян о «близнечном» мифе, имеющем
место во многих индоевропейских
космогонических системах (иначе
Белобог и Чернобог). Аналогично кукла
«День и ночь». А кукла «пеленашка» -
древнейшая модель 7 или 9 Небес.
Спиральность
мира, его развития символизирует
полоска ткани, свернутая как спираль
«скрутка». Интересно, что рушники,
половики, свитки хранятся в
скрученном виде. Пеленание ребенка. В
этом находят свое отражение
представления о структуре тонких тел
человека, ДНК, демонстрируется
спиральность многих явлений в
окружающем мире. А если вспомнить
пеленание новорожденного ребенка,
которое сразу же наполняется не
только разумностью действий, но и
мифологической символикой.
В
таких примерах прослеживается многослойность
традиционной культуры. Иначе
говоря, дублирование знаний о мире (жизненно
необходимых) в разных формах.
Архаическое
сознание – неразделенное по сути,
магическое, легкое общение со своим
подсознанием.
Рукоделие
– в архаическом сознании - творение
мира. Из хаоса получается
упорядоченное (социализированное)
пространство.
По
законам народной жизни отслужившая
вещь вновь включалась в круговорот
жизни. Целые куски изношенной одежды
использовали для изготовления кукол.
Считается, что ношенная ткань несет в
себе часть жизненной силы человека
ее носившего. Сам процесс
изготовления текстильной куклы
символизирует выделение предмета из
мира природы. Изношенные вещи рвали
на аккуратные полосы, квадраты,
олицетворяя переход от хаоса к
порядку. Куски ткани складываются в
систему, что придает изделию
целостность. Края не обработаны –
подчеркивается связь с хаосом.
Куклу
легко изготовить, но легко и
разобрать на тряпочки (человек
приходит в этот мир и уходит из него
легко и на время).
Кукла
– в мифологическом сознании
магический предмет, посредник
общения между человеком и иным миром.
Особенности текстильной куклы:
-
Выполняется
скручиванием полосок ткани:
русское слово «кукла» родственно
греческому «киклос» (круг) и означает
нечто свернутое.
-
натуральные материалы: лен, куделя, палочки лесных
деревьев (фен-шуй), солома, лыко, трава,
березовое полено
-
куски своей ношеной (счастливой) одежды;
-
делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все
составные части крепятся нитками,
поясками.
-
легко
делается – легко разбирается; священен
сам предмет, когда наполнен
символикой.
-
безликость,
чтобы не вселился дух иного мира.
Безликость — это следы древней «оберёжной»
роли куклы, когда игрушку боялись
полностью уподобить человеку. По
народным поверьям, кукла с лицом как
бы обретала душу и становилась
опасной для ребёнка, а безликая
считалась предметом неодушевлённым
и не могла ему повредить,
она не может быть двойником
какого-либо человека и никто не может
причинить зло через эту куклу.
«нет
лица – чтобы не увидела, нет рук
– чтобы не схватила, нет ног –
чтобы не догнала».
-
соизмеримость руке изготовителя (в ладонь и в локоть) (соответствие
именно этому человеку),
-
используются
ткани трех цветов – белого, красного
и черного.
Обрядовые куклы выполняются из
старой поношенной одежды и природных
материалов, которые приносятся
главным образом из леса: ветка дерева,
лоза, трава, цветы, солома. И это не
случайно, потому что лес - это среда
обитания славянина-предка. Вспомните:
ведь в волшебных сказках герои
обязательно попадают в лес. Именно
там, в лесу они проходят испытания
чести, выдержки, отваги и
сообразительности. Именно там живет
Баба-яга, которая сначала
соответственно проверяет героя, а
только потом помогает: дает ему в
руки путеводный клубок и снабжает
мудрыми советами.
Поэтому основа кукол-оберегов –
лесные деревянные колышки. Березовое
полено издревле являлась собой
символ мужской силы. Куклы, сделанные
на основе березового полешка
являются оберегом семейного счастья.
Они укрепляют мужское начало семьи,
заботятся о процветании и
благосостоянии семьи. Осина всегда
считалась опасной для злых духов.
Поэтому куколки, сделанные на основе
осиного полешка, являются оберегами
дома, отгоняют от жилища злых духов.
Дарить игрушки — народный обычай
с очень давних времен. Особенно по
праздникам радовала детей новая «потеха».
В народе считалось, что игрушка —
подарок — принесёт ребёнку здоровье
и благополучие.
Важно, что крестьяне к детским
играм относились с особым вниманием,
не разрушали игровых построек, не
выбрасывали игрушек. Дело не только в
том, что в далёком прошлом с помощью
игрушек в играх-упражнениях обучали
детей труду, от старшего поколения к
младшему передавали накопленный
трудовой, семейный опыт.
Но
и в том, что в древности знали, что детские
игры и игрушки наделены магической
силой. Считалось, что детские
игры могут вызвать урожай, богатство,
счастливый брак или же, наоборот,
принести несчастье. В народе
примечали: когда дети много и
усердно играют в куклы — будет в
семье прибыль. Если же небрежно
обращаются с игрушками — быть в доме
беде.
Цикл
тематических семинаров «Обрядовые
куклы»
Разработчик Зимина
З.И.
преподаватель традиционного
текстиля кафедры
народной культуры БГПУ (1994–1999),
кафедры народных ремёсел БГУК
(1999–2002), искусствовед научно-исследовательской
художественно-экспериментальной
лаборатории «Скарбница» (2002–2003)
E-mail
- zimzin@yandex.ru
1 уровень
Обучение на 1 уровне, состоит из
нескольких семинаров, каждый из
которых связан с практическим
обучением изготовления традиционной
обрядовой куклы из текстиля и
природных материалов.
Участникам семинара будет
предоставлена возможность
приобретения методических пособий и
компьютерных дисков
Семинар «Традиционные
текстильные обрядовые куклы»
Цель:
дать представление о традиционных
славянских обрядовых куклах.
Задача:
научить изготавливать текстильные
обрядовые куклы по традиционным
технологиям.
Семинар «Славянские
обрядовые куклы
из растительных материалов»
Цель:
дать представление о традиционных
славянских обрядовых куклах из
природных материалов.
Задача:
научить изготавливать обрядовые
куклы из природных материалов и
использовать их в качестве
своеобразного оберега.
2 уровень
Обучение на 2 уровне, состоит из
нескольких семинаров, каждый
из которых связан с изучением
места и роли конкретной обрядовой
куклы в традиционном ритуале.
Семинары «Место
славянских обрядовых кукол в
традиционных народных обрядах»
Цель:
дать
представление о месте обрядовых
кукол в традиционных обрядах.
Задача:
научить применять обрядовые куклы и
их в традиционных ритуалах (в
семейных, календарных).
|