Славянские 

    чаровницы 

 

Современная женщина и

   вековые знания наших предков.

Гимнастика славянских чаровниц

Женщина-чаровница

     Женщина-мать

Женщина- хранительница

Народная педагогика

Беременность и роды

Дети

 

    Пальчиковые игры

Главная

 

 

                   

 

Карпухина Н. Ю.

Оздоровительное  и развивающее значение пальчиковых игр

Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский.

Хотелось бы сегодня привлечь ваше внимание к известной потешке «Сорока-белобока», созданной мудростью и талантом славянского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребеночка, развлекалочка неугомонного малыша.  А не тут то было!

Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое.  Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребенка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.

Для начала вспомним саму игру-потешку, попробуем проанализировать ее текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития.

Существуют множество вариантов текста этой потешки, здесь приведем только два.

Вариант 1.

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:

Сорока – белобока,

Кашку варила,

Деток кормила,

Загибают пальчики, начиная  с  мизинца:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Показывая на большой палец: 

А этому не дала:

Поглаживая его, говорят:

Он дров не рубил,

Воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Ничего не получил!

 

Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:

Двигаем большим пальчиком вперед-назад, сгибая-разгибая:

Вот он ходит - воду носит,

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперед.

Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребенка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»:

Здесь водица студеная, 

Также задерживаемся на плечике:

Здесь водица теплая, 

Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок:

А здесь кипяток, кипяток,

кипяток-щекоток.      

 

Вариант 2.

Сорока, сорока,

Сорока – белобока,

Кашку варила

Гостей скликала,

На порог скакала,

Гостей смотрела.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол.

 

Этому  дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому - на ложечке,

Этому – поскребушки.

А этому – нет ничего.           

 

Ручки ребеночка поднимают и кладут на головку (закрепление информации (психологический якорь)):

Шувы! Полетели,

На головку сели.

Пальчики взрослого двигаются по руке ребенка:

Тут пень,            дотрагиваются до запястья

Тут колода,                     до локтевого сгиба

Тут студеная водица,                   до плеча, 

Тут кипяток, кипяток!         щекочут   подмышкой.

Несмотря на разные варианты, движения, сопровождающие текст в основном следующие:

Сначала водят указательным пальчиком (своим или ребенка) по ладошке. Направление – нигде не указывается. Но в основном все непроизвольно водят на левой ладошке по часовой стрелке, на правой  - против. Иначе говоря, внутрь от большого к мизинцу.

Затем либо загибают пальчики, либо перебирают их (массируя каждый снизу вверх или сверху вниз) по одному.

Начинают загибать пальчики в  разных вариантах по-разному: и с мизинца, и с большого пальца.

Но правильнее начинать с мизинца. Объясню почему:

1). Естественное продолжение движения, остановились возле мизинца и начинаем с него.

2). Необходимо чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец – нет. Ведь он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, в которых все пальчики вместе, а большой – отдельно. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

3). Существуют и другие потешки, в которых точно надо начинать с мизинчика, акцентируя внимание в конце на большом пальце. Например:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел.

Существует продолжение потешки, в котором пальцы взрослого поднимаются от ладошки по ручке малыша (щекочут), останавливаясь (топчутся пальчиками) обычно на запястье, на локтевом сгибе, на плечике, в конце щекоча под мышкой. 

Итак, мы имеем, что эта древняя игра представляет собой определенные упражнения и массаж для пальцев и всей кисти ребеночка, сопровождающая ритмичными рифмовками.

Известно, что движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую  же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры участием рук и пальцев (типа нашей традиционной «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. (10)  Великий немецкий философ И.Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.(10)

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина) (7).

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. (6)

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. (13)

Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока-белобока», в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Когда же начинать такие игры-упражнения?

Начинают многие мамы играть в «Сороку» со своим малышом очень рано, некоторые прямо с рождения. Как вы знаете, ребеночек рождается с набором рефлексов, один из них "хватательный": если вложить указательные пальцы ребенку в ладошки, и он крепко ухватится за них, так что его можно даже приподнять. Также ребенок способен долго не выпускать из рук предмет. Все эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в осознанное умение брать и отпускать. Это произойдет примерно в 4 месяца. Сначала малыш сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Получается, что наши древние прабабушки, играя в «Сороку» со своим чадом, побуждали его поскорее раскрыть ладошку, которой отведена важная роль в познании мира путем осязания, т.е. тренировали хватательный рефлекс своего малыша. А сегодня учеными доказано, что чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Время идет, и наш малыш растет дальше. Игрушки привлекают его уже всерьез – ребенок может их брать в руку, тащить в рот. Скоро этот навык станет устойчивым и совершенно естественным. Теперь самое время вырабатывать правильный захват ручкой. То есть необходимо уделить внимание большому пальцу, постараться, чтобы большой палец малыша противостоял всем остальным. Именно здесь берет начало навык правильного письма, правильного удерживания карандаша, ручки. Еще раз вспомним, что говорится о большом пальце в нашей любимой «Сороке-вороне»:

Ты воду не носил,

Ты печь не топил,

Ты кашу не варил –

Ничего не получил.

В другом варианте: Прочь, прочь, прочь отсюда.

Задача упражнения, сопровождающего эту часть потешки, – расслабить большой палец и вывести его из-под «прикрытия» остальных пальчиков.

Игра «Сорока-белобока» растет вместе с малышом. Сначала мама сама играла с рукой ребеночка, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку - ребенок был пассивен. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а ребенок действует пальчиками уже самостоятельно.

Еще позже ребенок становится "создателем" игры. И слова, и движения - все ему подвластно. В процессе игры, когда пальчики превращаются в разных персонажей, ребёнок растирает свои пальчики, массирует, сгибает и разгибает их, учится координировать свои движения.

Заметим, что к тому же мама, занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, оказывает оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм малыша. Она целенаправленно (по замыслу потешки) влияет на рефлексогенные зоны, расположенные на кисти ребеночка, воздействие на которые вызывают определенные действия на внутренние органы. Эти зоны способны воспринимать внешние раздражения и переводить их в нервные сигналы, а затем через центральную нервную систему изменять и нормализовывать функции органов. (1)  По насыщенности такими зонами кисть не уступает уху и стопе. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. (10)  Еще древнегреческий философ Анаксагора писал: «Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней». 

Регулярные пальчиковые упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Итак, потешка «Сорока-белобока» помогает малышу поддерживать нормальную работу внутренних органов, развиваться физически, интеллектуально, эмоционально, активно овладевать речью – одним из главных умений ребёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. И в это же самое время она, как и любая другая народная потешка, доносит до бессознательного ребенка на совершенно ином уровне определенную генетическую информацию, формирующую традиционное мировоззрение.

Попробуем разобраться – какую именно. Речь в потешке идет о Сороке-белобоке, которая варит кашку для деток или гостей.

С одной стороны, сорока символизируется с вредоносной силой: так как по народным приметам – она предвестник чего-то плохого, к тому же в ее названии содержится слово «сорок» (число вредоносных сил). С  другой стороны, смысл потешки связан с праздником «Сараки», который справляется славянами на весеннее равноденствие 22 марта (когда после 40-дневного периода исчезновения, созвездие Плеяд  опять появляется на небосклоне).  А по традиции славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда (2).

Т.е. можно сказать, что речь идет о некой силе, приносящей вред или пользу, в зависимости от уважения к предкам, их почитания.

Для поминания предков у славян существует в году 5 поминальных дней – «дзяды», эти дни требуют от славян строго поведения, соблюдение определенных  ритуалов, в частности приготовление кушанья – поминальной каши, которой «кормят дедушек» (в потешке - детушки или гости) и откупаются от  этой силы.

Кто поминает предков как положено, причем все пять поминальных дней (пять пальцев), тому предки (эта сила) помогают во всем: «этому дала» здоровье, достаток, счастье и т.п.

Но если человеком не были совершены действия, соответствующие четырем стихиям:

Он дров не рубил (ветер),

Воду не носил (вода),

Печку не топил (огонь)

Кашу не варил (земля)

(здесь имеется в виду процесс приготовления).

И, соответственно, он в результате не приготовил обрядовую поминальную кашу из зерна (мистического союза четырех стихий Огня, Воды, Земли и Ветра) для предков (иначе говоря, он просто не поминает предков, не оказывает им почтения и уважения). Соответственно, этот человек «ничего не получает» от своих предков, своего Рода. Более того, он ни от чего не застрахован: «хто дзядоу не уважаее, таму уселяк бываець» (3).

Но в продолжении потешки есть надежда, что даже если, что-то сделал не так, то все можно исправить, содержится нравственный урок, когда пальчик начинает исправляться.

И вот, что еще примечательно, по замыслу потешки внимание акцентируется на криницах силы  - запястье, локте и плече (возможно, происходит их активизация) и полное расслабление с помощью щекотания.

Подводя итог всему сказанному, получается, что такие немудренные (на первый взгляд) традиционные игры как «Сорока-белобока»,  в которые уже на протяжении многих веков играют мамы и бабушки со своими крошками, доставляют не только им радость и удовольствие, а непосредственно влияют на развитие мозга, интеллекта, речи ребенка, на нормальное функционирование внутренних органов, помогают овладеть бесценным даром народного слова, и, пробуждая генетическую память, формируют традиционное миропонимание и мироощущение. Другими слова имеют мощное влияние на психическое, физическое и нравственное здоровье малыша.

 

  1. Адамович Г. Э. Бесконтактный массаж. – Минск, 2000.

  2. Адамович Г. Э. Введение в славянскую магию. – Минск, 2000.

  3. Адамович Г. Э. Почитание предков. – Минск, 2005.

  4. Гальперин Я.Г., Адамович Г. Э. Традиционная диагностика славянского целителя. – Москва, 2001.

  5. Детские частушки, шутки, прибаутки. Сост. Бахметьева А. И. – Ярославль, 1997.

  6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.

  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - У-фактория, 2006.

  8. Науменко Г.Н. Котенька-коток. – Харьков, 2002.

  9. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. – Киев, 1985.

  10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.,ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

  11. Семенова М. Мы – славяне. – Санкт-Петербург, 1987.

  12.  Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. № 10.

  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Лань, 1996.

 

Hosted by uCoz