Полетье. Славянский
календарь.
Полетье:
Славянский календарь-оберег на 2007
год.
Составитель
С. Ермаков. – М.: Издательство «Ладога-100»,2006.
–12с. Проект «Веди».
Интернет-магазин:
http://ladoga100.ru
Март.
Начало
нового года по народному календарю
приходится на время пробуждения
природы от спячки к новой жизни,
новой радости приближающегося
цветения. На Руси новолетье
приходилось на март, на дни весеннего
равноденствия.
Древнее название месяца.
Название
месяца «март» пришло на Русь поздно и
выводится от римского бога войны –
Марса, считавшегося покровителем
земледельцев.
Однако
в народе всегда продолжали бытовать
древнеславянские названия месяца:
СУХИЙ, ПРОТАЛЬНИК, СОЛНЦЕГРЕЙ,
ВОДОТЕК, КАПЕЛЬНИК, ГРАЧЕВНИК и
отражали они природные явления этого
времени года – затяжную борьбу тепла
и холода.
В
марте день с ночью меряется,
равняется.
В
марте и сзади и спереди зима.
Иногда
и март морозом хвалится.
Март
зиму-зимскую на нет сводит.
Март
зиму кончает, весну начинает.
Март
и снегом сеет, и солнцем грееет.
Пришел
март-марток - надевай двое порток.
С
марта пролетье, весна начинается.
Луна
в марте.
Полнолуние:
4 марта 03.17
3
четверть: 12 марта 07.54.
Новолуние:
19 марта 06.42.
1
четверть: 25 марта 22.16.
Солнце
в марте:
1-20
марта Рыбы
21-31
марта Овен.
Оберег
месяца МАРТА.
На узоре женского головного
убора – Богиня-мать, верховное
женское божество с воздетыми руками
к небу около Мирового древа. Древний
земледельческий Новый год был в
каком-то смысле одним из праздников в
честь Мирового древа (на что есть
множество указаний); воздетые же к
Небу руки (так называемая «поза
орации», то есть взывания) –
характерная черта большинства
весенних обрядов. Этот образ
выражает надежлы на будущее, на то,
что трудовой год будет урожайным,
посевы сохранятся и что Боги и Предки
не забудут своих живущих ныне
потомков. Он же является и хранителем
этого еще не наступившего, будущего.
Сегодня знак можно истолковать как
средство обеспечить то
покровительство свыше, которое может
даровать нам лишь пробуждающееся
каждой весной Женское начало.
Дерево
МАРТА.
Верба.
Верба
– дерево мира, надежды и
благополучия, почитаемое во многих
странах. В отличие от своей
родственницы ивы, верба не бывает
плакучей. ЕЕ ветви задорно тянутся
навстречу весеннему небу и солнцу.
Пора цветения вербы совпадает со
временем токования глухарей и
гнездования птиц. В старину гадали:
чем больше будет ярко-желтых,
солнечных (мужских) соцветий вербы,
тем больше теплых, солнечных дней
следует ожидать летом. Женские
соцветия в
народе называют «зайчиками», они
считаются «детскими», ими украшают
помещения, где находятся дети.
Ветки
вербы часто срезали еще до цветения,
а потом, когда они пускали корни,
высаживали у дома. Верба считалась
деревом влюбленных: доверительный
разговор под вербой – залог того, что
будущая семейная жизнь сложится
мирно, успешно и счастливо.
Одним
своим присутствием верба приносит в
семью мир и согласие, изгоняет
нечисть и препятствует нечистой силе
пробраться в дом. Она – талисман,
помогающий в магических делах. Когда
листья вербы «шепчутся» под ветром,
она шепчет заклинания, помогающие
людям.
Традиционные
праздники марта.
Начало
марта – первые заклички весны.
21-25
марта: Новолетие,
весеннее равноденствие - Сороки,
Масленица-Комоедица.
Конец
марта – вторые заклички весны.
Начало
марта – первые заклички весны.
1 марта – Ярило с вилами, так считали, что в
этот день начинается борьба тепла с
холодом и Ярило «поднимает зиму на
вилы». На этом празднике,
происходившем как правило на
празднике, Бога Ярилу представлял «юноша,
в бумажном колпаке, украшенном
бубенцами, лентами и цветами, с
набеленным и нарумяненным лицом». Он
руководил плясками и состязаниями в
силе и ловкости.
В этот день на возвышенных местах,
называемых ярилиной плешью, зажигали
костры – ярилины огни.
Дети играли во всевозможные игры,
прогоняя сварливую зиму, убирали
снег. Считалось, что первомартовское
солнце благоприятно для роста и
здоровья детей.
Ярилины
игры продолжались и 2 марта, когда
совершался старинный русский обряд «утучнение
снега» – боронился снег, особенно
там, где он покрывался темным слоем.
13 марта – Василий-капельник,
когда собирали в лесу целебные ветки
сосны, сосновые почки заваривали и
вдыхали их жар, пар, идущий от
сосновых почек – лекарственен и
целебен.
Начало марта – первые заклички весны.
Первые две недели подготавливали
к первому яркому весеннему празднику
весны – дню Весновки - 14 марта. По
святцам это день преподобной
мученицы Евдокии, которую в
простонародьи называли Авдотьей
Весеницей – она заведовала весной,
могла задерживать весенюю воду,
Авдотьей Плющихой, поскольку
наступала пора снегу плющиться и
оседать.
В этот день узнавали о том, какое
ожидается лето.
На
Весновку погоже – все лето пригоже.
Евдокия красна и весна красна.
Какова Евдокия, таково и лето.
На Евдокию снег - к холодному лету.
Когда грач прилетает до 14 марта -
снег сойдёт рано, а лету быть мокрому.
На Евдокию тёплый ветер - будет
лето тёплое, коли дождь - ожидай лето
мокрое.
Если ветер с севера и мороз, то
лето будет холодное.
Коли в этот день пойдёт снег - к
урожайному лету.
По древнему обычаю детям делали
свистульки, и ребятишки, подражая
голосам птиц, приманивали, как
считалось, своим свистом весну,
навораживали счастливый год, богатый
урожай. Отсюда и традиционное
название Весновка-свистунья. В
языческие времена у славян был даже
особый бог – Посвист, призывающий на
землю весну.
Дети отыскивали возле села
первые проталинки и с этих
предвестников окликали весну «Приди
солнышко и к нашим окошечкам».
День этот следовало проводить в
особой чистоте. Приносили в дом талую
воду. Этой водой мыли полы в доме,
обливали стены, поливали цветы,
обтирали больных. Все в доме начинало
дышать весной. Мартовская талая вода
считалась «пользительной», ее
хранили для особых случаев, например
для приготовления обрядового пива,
девушки использовали ее как средство
от веснушек, загара, солнечных ожогов,
ею отпаивали ослабевший за зиму
домашний скот, птицу «В марте курица
из лужи напьется».
Вода этого дня считалась особой
ценностью: «У Евдокии вода – у Егория
– трава».
В деревнях сохранилась традиция
в этот день начинать заклички весны.
Существовал обычай на первые
заклички весны делать соломенных
коней. Их прикрепляли под коньками
крыш. По видимому, эта традиция была
отголоском верований древних славян,
вязанных с празднованием Нового года.
До XIV века на Руси новый год праздновали 14
марта (1 марта по старому стилю). У
древних славян этот день был извесен
как день почитания славянского
божества Овсеня, покровителя коней,
который ежегодно возжигал солнечное
колесо, даруя свет и тепло. В основе
этой традиции лежал Солнечный символ
коня. По
повериям, древних славян главным
солнечным божеством был «Даждьбог».
Он каждый день объезжал небо в
колеснице, запряженной белыми конями.
В этот день существовал обычай
печь обрядовое печенье, которое
называлось жаворонками. Когда
вынимали противень из печи, глядели:
хорошо ли испеклись жаворонки, не
обгорели ли? А затем по качеству
выпечки судили о благополучии в
семье. Причем тесто ставили на солнце,
чтобы Ярило вошел в него. Этим
печеньем кормили птиц, вестниц весны.
17 марта – Герасим грачевник.
В народе святого Герасима
называют грачевник. В это время
возвращаются первые весенние птицы
– грачи.
Грачевник грачей пригнал.
Увидел грача – весну встречай.
Подобранное в этот день на пахоте,
перо грача, считалось амулетом,
обеспечивавшим его владельцу
покровительство в
сельскохозяйственных работах.
Перо заворачивали в тряпицу,
обвязывали пояском и носили под
подкладой шапки.
Считалось, что рожденный в этот
день должен каждый год в этот день
собирать сухие ветки, которые
обронили грачи, строя свои гнёзда.
Верили, что в доме такие веточки
прибавляют Божьего света, хранят от
недобрых сил.
Считалось, что только в день
Грачевника можно избавиться от
кикиморы в доме.
Новолетие.
21 – 22 марта.
День весеннего равноденствия
Основная встреча весны на Руси
праздновалась в день весеннего
равноденствия – 22 марта,
называли его Сороки.
На
Сороки день с ночю меряются, зима
кончается, весна начинается.
Сорок
сороков птиц на сороки прилетают.
На Сорок мучеников сорок сороков
птиц весну несут.
На Сороки сорока кладет на гнездо
40 палочек.
На Сорок святых прилетел кулик из-за
моря, принес весну из неволья.
У славян повсюду существовала
вера в то, что в этот день из теплых
стран
прилетают
сорок разных птиц, и первая из них -
жаворонок. «Бывают,
- уверяют опятные старики-крестьяне, -
что прилетают жаворонки и раньше,
только те непутящие: прилетит и
смерзнуть может. А уж тот жаворонок,
который на сороки прилетит, и тот
настоящий, он не сдохнет». Тому, кто
его первый увидит и услышит его песню,
дарили булку птицу от всей деревни.
На
Сороки обычно пекли печение «жаворонков»,
в большинстве случаев с
распростертыми крылышками, как бы
летящих, и с хохолками. Делали
куколок Мартиничек. Птичек раздавали
детям, и те с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с
ними и весну.
Для
этого печеных жаворонков и
Мартиничек крепили на длинные палки
и выбегали с ними на пригорки или
насаживали птичек на шесты, на палки
плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что
есть силы кричали:
Жаворонки,
прилетите,
Студену
зиму унесите,
Теплу
весну принесите:
Зима
нам надоела,
Весь
хлеб у нас поела!
Взрослые
закликали весну на пригорках, пели
веснянки. Дети с «жаворонками»
залезали на повети, крыши, деревья.
Там, где не было возвышенностей,
обряды встречи весны обычно
проходили на первой проталине.
Считали, на счастье, проталинки, «если
до сорока досчитать, то по весне горя
не знать».
После печеных птичек обычно
съедали, а головки их отдавали
скотине или отдавали
матери
со словами: «Как жаворонок высоко
летал, так чтобы и лен твой высокий
был.
Какая
у моего жаворонка голова, так чтобы и
лен головастый был».
Или
печенье раздавали детям со словами
со словами «Жаворонки прилетели, на
головку сели» - тем самым
благославляя детей. Ребята это
печенье крошили, разбрасывая на 4
стороны птицам на корм.
С
помощью подобных птичек выбирался
семейный засевальщик. Для этого в
жаворонка запекалась монета, и
мужчины, не зависимо от возраста,
вытаскивал себе печенную птичку.
Кому выпадал жребий, тот и
разбрасывал первые пригорошни зерен
во время начала посева.
В
Беларуси основным угощением во время
этого праздника являются
своеобразные пирожки галепы".
Выпекают 40 штук. А еще вместо
жаворонков часто пекли аистов (буклей)
– прилет аистов беларусы считали
началом весны, в южных областях –
пекли куликов. (Плюшки восходят к
обряду встречи весны, да и теперь
напоминают птицу с расправленными
крыльями. А самим этим словом
называлась птица-трясогузка).
С этого дня считали, что новый год
полностью входит в свои права. В ночь
на 22 марта матери не давали спать
детям, заманивая их слушать тишину,
ожидая особого звука, разносящегося
в мире, когда «год ломается».
С Сороками в народе связано очень
много примет.
Если на Сороки был морозный день
— говорили, что нужно ждать впереди
сорок морозов.
Если на крышах домов до Сорок ещё
лежал снег, то и на Добровещенне (конец
марта — начало апреля) будет снег, а
местами пролежит и до Юрья (конец
апреля — начало мая).
Например, ранний паводок
предсказывает быструю и раннюю весну.
Также важное значение имел прилёт
долгожданных птиц. Если они
прилетели, то и весна скоро прилетит
на постоянное место жительства. В
народе говорят, что птицы приносят на
своих крылья настоящую, теплую весну.
Во что Сороки, в то и Петровки (с 12
июля, сенокосная пора).
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30
апреля) считается сорок утренних
морозов.
Если утренники с этого дня
продолжаются постоянно, то лето
будет теплое.
Праздничная
неделя (21-28 марта).
Славяне
в старину неделю с 22 по 28 марта
называли Масляничной. Сейчас
дату проведения Масляницы
привязывают в зависимость от дня
Пасхи. Однако есть версия, что в
языческие времена Масляницей
отмечали весеннее равноденствие,
считавшимся самым развесёлым и
разгульным праздником, отмечающим
начало земледельческих работ.
Весенние празднества прочно
прикреплялись к солнечной фазе, и
только христианский Великий пост,
начало которого падало то на февраль,
то на март, оттеснил языческую
масленицу за пределы её исконного
места в календаре.
Весеннее равноденствие, прежде всего,
праздник молодого Солнца,
пробуждающего заледеневшую Землю от
долгого сна. Энергия весны
направлена на физическое и духовное
рождение, смену старого новым.
Обрядовым блюдом Масленицы
всегда являлся БЛИН как символ
молодого Солнца. Первый блин – комам,
т.е. медведям.
24
марта чествовали Велеса в образе
Медведя, чему посвящали игрища-комоедицы.
Поэтому и праздник назывался
комоедицы. Древние верили, что Род
ведётся от Бога, который, соединяясь
с силой земной, показывается лишь в
образе зверя, а потом снова уходит в
небесные чертоги, в Созвездие
Большой Медведицы. В древности
считали, что в дни равноденствия
прилетают души пращуров к домам
своих родственников, воплощаясь в
птиц. Поэтому в этот день принято
поминать предков.
Обрядовая
пища МАРТА.
На
заклички весны:
жаворонки (обрядовые хлебы и печенья).
Масленица:
блины, масло, сметана, кутья.
Масленица
– наиболее полно сохранивший
древние корни праздник. Поэтому об
обрядовой кухне марта нам известно
многое, если не все. Вот только о
собственно «основе» любого русского
застолья – о хлебе (недаром ведь
шутят в народе, что и «пиво – жидкий
хлеб») мы знаем до обидного мало.
Хочется поведать о хлебе и его
приготовлении в домашних условиях,
без сомнительных пищевых добавок и
разрыхлителей.
Тесто
для простого белого хлеба весом
около
2,5 кг
готовится так.
В
1,5 стакана слегка теплой воды
распускают 1 ч.л. сахара и
40 г
. дрожжей, далее добавляют хорошо
размешивая, 1 полный стакан муки.
Такую болтушку ставят в теплое
место на 20-30 минут, после чего
добавляют оставшуюся муку (
1,8 кг
), 3-4 стакана воды и соль (1 ст. л.). Тесто
тщательно вымешивают и ставят на 2 ч.
в теплое место. Во время брожения
тесто обязательно обминают 1-2 раза,
по окончании формируют каравай,
поверхность которого перед посадкой
в печь смачивают водой и протыкают в
нескольких местах шпилькой. Когда
хлеб почти готов, рекомендуется его
вынуть из печи, облить водой и
поставить допекаться.
Чтобы
изготовить хороший ржаной хлеб, надо
соблюдать следующие условия:
1.
Тесто
готовить только на закваске. Для нее
оставить в квашне небольшую часть
теста предыдущей выпечки, собрав его
в комок и обсыпав мукой. В квашне
предназначенной для белого хлеба,
ржаное тесто замешивать нельзя и
наоборот. Квашня должна находится в
сухом и чистом месте.
2.
Мука
должна быть сухой, без комков и
свежей. Пригодность муки можно
определить, смочив щепотку ее водой
или слюной: окраска свежей муки
останется светлой, окраска лежалой
муки будет темной. Сырую муку перед
выпечкой хлеба лучше подсушить,
рассыпав ее на столе или печи.
Годность ржаной муки для хлеба
показывает уровень вязкости мучного
клестера.
Чтобы
тесто лучше поднималось, муку перед
замесом необходимо просеять через
сито. Нельзя допускать охлаждения
опары, так как хлеб может получиться
плотным, плохо перевариваемым.
Готовность опары определяется тем,
что она вдвое увеличивается в объеме
и покрывается пузырьками, готовность
теста – тем, что оно, перестает
прилипать к рукам. Готовность хлеба
определяют по цвету корки, стуком по
нижней корке каравая (отчетливый
стук – хлеб готов), погружением в
хлеб стальной или гладкой деревянной
иглы (если на игле остаются следы
теста, хлеб еще не до конца пропекся).
Во избежание образования липкого
мякиша, резинистой корки и проч.
Горячий хлеб нужно вынимать
осторожно, охлаждать медленно, ни в
коем случае не выносить на холод,
класть его так (на сито, наклонно и т.п.),
чтобы к низу каравая был доступ
воздуха.
Литература:
1.
Адамович
Г.Э. Введение в славянскую магию. –
Минск, 2000.
2.
Айдашева
Г.А. Русские обряды. Весна. – М.: ООО «Издательство
Скрипторий 2000», 2004. – 80 с.
3.
Котова
И.Н. , Котова А.С. Русские обряды и
традиции. Народная кула. – Спб.: «Паритет»,
2006.- 249с.
4.
Полетье:
Славянский календарь-оберег на 2007
год. Составитель С. Ермаков. – М.:
Издательство «Ладога-100»,2006. –12с.
Проект «Веди».
|