Мироздание
славян.
По книге
Адамовича Г.Э. «Магия «Стоячей воды»
До
нашего времени сохранились легенды и
сказания славян о появлении мира,
Богов, Земли и Жизни.
1
Заключен
был РОД в яйце,
Был
он семенем непророщенным,
Был
он почкою
нераскрывшейся,
И
родил РОД
Ладу- матушку,
Конец
пришел заточению.
Родил
царство он
небесное,
В
небесах воздвиг три свода ОН,
Разделил
Свет с Теменью,
Правду
с Кривдою.
Сотворил
РОД Землю-Матушку,
А
под ней родил Юшу мощного,
Змея
дивного, многосильного.
Так
родилась Мать-Земля,
Так
на змее она успокоилась.
РОД,
все боги, и вся поднебесная.
РОД
- все, что было и быть
предстоит,
Что
родилось и то, что народится.
2
Как
купалась на море уточка,
Поласкалась
на море серая,
Выходила
на крутой
бережок.
Стала
уточка яички откладывать,
Не
простые яички, волшебные,
Скорлупа
у одних железная,
У
других чисто
золото.
Ведь
схоронены в яйцах серенькой,
ПРАВДА
с КРИВДАЮ.
Тут
завыли ветры могучие,
Раскололось
яичко железное,
Явлен
был силой Кривды ЧЕРНЫЙ ВОРОН,
Сын
уточки серой.
Ворон
стал над
землею полетывать,
Задевая
крылом Землю Матушку.
Там,
где перышко
Ворон повыронил,
Вознеслися
хребты неприступные,
Где
задел только
крылышком,
Там
земля на
ущелья растрескалась,
Там
легли овраги глубокие.
Из
златого яйца
вылетал ОРЕЛ.
Возносился
Орел к
Солнцу красному.
3
Как
ударил СВАРОГ тяжким молотом,
По
горючему камню
АЛАТЫРЮ.
И
рассыпались искры
горючие.
Так
создал Сварог силы
светлые,
Войско
небесное, непобедимое.
Подползал
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ
к тому
камушку,
Ударял
по Алатырю молотом,
Так
рождалась сила
черная
Змеи
лютые, многоглавые.
И
вся нечисть земная и водная.
4
Что
там в небе шумит,
Что
грозою гремит?
Это
Правда бивалась с Кривдою.
Это
Жизнь со Смертью
боролася,
Стая
светлая, стаю
черную примечала.
Сила
черная нагнана,
У
того, у камня горючего.
С
поднебесья вниз,
С
грозным клекотом
Стали
падать на стаю черную.
Вот
слетал ФИНИСТ СОКОЛ на
камушек,
На
гнездо Черного
Ворона.
Ухватил
за правое крылышко,
Пролилась
кровь из-под крылышка.
Стал
просить Ворон Сокола:
Ты
пусти меня Сокол,
К
воронятам моим, на волюшку.
Я
тогда отпущу,
Как
крыло ощиплю,
Пух
и перья развею по ветру!
Так
слетались птицы дивные,
Бились
яростно Правда с
Кривдою.
Одолеть
Кривда Правду
хотела,
Правда
Кривду все ж
переспорила.
Единый
бог-творец.
Славянский
Бог-творец создал существующее
мироздание.
Согласно
устной традиции существовал творец,
создавший мироздание, который носил
следующие имена — Сварог, Пращур,
Прадо, Белун, Прабог, Бог. О нем
славяне говорили, что “дед сидит на
туче, сам себя за браду держит, и мир
за него держится”1 и считали, что
“когда Сварог Землю слепил, так
создал Богов - детей своих, а те на
землю спустились и стали забавляться,
а потом подрались, а кому чуб вырвали,
на Земь бросили, а где влас пал, там
древо взялось, а где клок, там лес
целый”.
“Отец
божеств, Сварог, у славян носил имя
Пращура, т.е. предка. Его называли
Прадедо, Прадо. И Земля носила имя
Прабабы-Прабы. Иногда она носила имя
Прабки. От Прадедо с Прабой пошли
боги и люди. И Сварог поручил богу
Коляде Коло Времян. Это Коло было
символически представлено в
Колядины Дни (Коляды) ”.
“Тем
не менее, если был Прабог, Сварог, то
другие были при нем Прибогами, т.е.
как бы его помощниками, и они
Творцами не были, Творцом всего был
лишь Сварог.
Сварог,
проявившийся в свете и тепле, был
Даждь-Богом, Огне-богом, Хоросом, в
огне и воде (Дождь-Молния) — Перуном-Тучей,
в воздухе он был Стрибогом, живящий
травы он именовался Ладо, проявление
его в вешнем Солнце было Ярилой, Ярью,
летнее Солнце — Купалой, Даждь-Богом
(богом урожая) и т.д. Таким образом,
ясно, что Прибоги были
лишь при боге”.
В
числе древних преданий белорусов
сохранилась память и о главном ,
добром боге, отце-неба, Белбоге,
Прабоге, отце Перуна, которого они
зовут Белуном. О величии и высоком
значении Белбога у них смутное
понятие, но поэтическое настроение
белоруса и его страсть олицетворять
отвлеченные предметы позволили ему
придать даже вещественный образ
Белуну. Белорусы уверяют, что Белун
нисходит иногда на землю; что он
является старцем, с длинною бородою,
в белой одежде с посохом в руках. Он
милостив и творит одно добро. Белбог,
или Белун показывается только днем,
при солнечном свете, и если встретит
в дремучем лесу заблудившегося
путника, выведет его на большую
дорогу. Поэтому существует и
поговорка: «Без Белуна цемна ў лесе».
Во время жатвы он любит появляться на
нивах и даже помогает жнецам. Подчас
Белун любит и пошутить, но всегда
как творитель добра, как податель
богатства. Иногда, он появляется во
ржи с большим мешком на носу.
Высмотрит хорошего работника, или
работницу, он поманит к себе рукой и
просит утереть ему нос. Лишь тот
дотронется до носа, из мешка вдруг
посыплется золото, и Белун исчезнет.
Про такого счастливца говорят
белорусы: «мусіць посябраваўся з
Белуном», т.е. верно подружился с
Белуном.[1]
Все
выше приведенные цитаты основа в
понимании народом роли Создателя. Он,
и только он, один создал этот мир, эти
законы, которые в нем существуют,
разделил себя на силы, которым
язычник-славянин дал имена своих
Богов и поклонялся им.
Миры
славянского мироздания.
Мир
Прави, Мир Яви , Мир Нави.
3
(три) – в славянской мифологии
ассоциируется с противопоставлением
о трех мерности славянского
языческого мироздания.
Мировоздание
по наидревнейшим мифологическим
взглядам, в том числе и
индоевропейцев , представляется в
виде “дерева” или похожих на него
его обрядовых построений,
направленных вверх. Все эти символы
мировоздания определяют
универсальную схему
“Мирового дерева” в качестве
образа построения мира. “Все живое”,
как “одушевленное”, так и “неодушевленное”,
является локализированным в
определенной части этого “Мирового
дерева”, располагается около
средней его части
- ствола,а также в верхней части-
верхушки или нижней его части –
корнях. Таким образом происходит
полная классификация “всего живого”
в том числе и “диких животных”,на “Средний”,
“Верхний” и “Нижний” мир. Модель
мироздания, отраженная в таких
мифологических представлениях,
является полной культурной
традицией, поскольку она
засвидетельствована в основных
мифологических традициях самых
разных культур на широкой
террритории Евразии и Нового Света.”
Описание
трех миров согласно представлению
славян о Вселенной, разделенной на
три мира — верхний, средний и
подземный (нижний) — почти не
встречается в научной литературе, а
если и встречается, то подается как
достаточно проверенная информация,
не нуждающаяся в проверке и
комментариях.
Приведем
типичный вариант расшифровки трех
миров на основании облика Збручского
идола, его трехъярусной скульптуры,
который привел Б.А. Рыбаков, ссылаясь
на работу А.С. Фаминцина “Божества
древних славян”, в своей работе “Язычество
древних славян” (Изд. 2-е. —М.,1994. —с.
462-463):
Верхняя
зона (небесные
боги)
1. Богиня
плодородия (Макошь) с рогом изобилия
в руке. На лицевой грани идола.
2. Богиня
с кольцом (Лада). По правую руку
богини с рогом.
3. Бог
войны (Перун) с мечем и конем. По левую
руку богини с рогом.
4. Безымянный
бог без атрибутов. На тыльной грани
идола.
Средняя
зона (земля, люди)
Хоровод
из двух мужчин и двух женщин,
держащихся за руки. Пол
соответствует полу божества в
верхнем ярусе. У плеча женщины на
лицевой стороне (там, где богиня с
рогом) изображена фигурка ребенка,
подчеркивающая идею плодородия.
Нижняя
зона
(подземный мир)
Бог,
стоящий на коленях и поддерживающий
своими руками плоскость земли с
людьми на ней (Велес?). Скульптор
изобразил этого бога не только на
лицевой грани, но и на двух боковых,
дав туловище в профиль, а голову в фас,
благодаря чему получились как бы
три бога (“триглав”).”
|