Славянские 

     чаровницы 

 

Современная женщина и

        вековые знания наших предков.

Гимнастика славянских чаровниц

Женщина-чаровница

     Женщина-мать

Женщина- хранительница

Дом

Семья, Род

Знания и традиции

 

Мироздание славян

Полетье. Славянский Календарь

Народные праздники

 

Главная

 

                   

 

21 – 22 марта.   День весеннего равноденствия

                 

1. Астрономия.  

«На Сороки день с ночью меряются».

«Зима кончается, весна начинается».

День весеннего равноденствия ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов.

В этот день Земля, вращаясь вокруг воображаемой оси, проходящей через полюса, одновременно двигаясь вокруг Солнца, находится в таком положении по отношению к Солнцу, когда солнечные лучи, несущие тепловую энергию, падают отвесно на экватор, а воображаемая ось Земли находится в центральном положении по отношению к Солнцу, т.е. занимает строго вертикальное положение. Оба полушария, от экватора до полюсов, нагреваются относительно одинаково.

В таком положении Земля находится два раза в году. 21 марта - в день весеннего равноденствия и 23 сентября - в день осеннего равноденствия. В эти дни свет и тьма, день и ночь разделились поровну по 12 часов. (Конечно, это строго математически. На самом деле, в день весеннего (осеннего) равноденствия день все таки чуть длиннее ночи, благодаря атмосферной рефракции, "приподнимающей" светила над горизонтом).

Времена года по полушариям меняются, если в южном полушарии осень, то в северном - весна, и наоборот. В северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна, а в южном наступает астрономическая осень. В России - наиболее удобный период для проведения вечерних наблюдений.

Этот день знаменателен тем, что Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе.

Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не

только новый астрономический год, но и приход весны. С астрономической точки зрения 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня - дня летнего солнцестояния.       

 Этот день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами.

Именно День равноденствия астрологи и эзотерики даже выбрали своим неофициальным профессиональным праздником.     

21 марта Величественное Солнце заявляет о наступлении астрологического Нового Года.  День весеннего равноденствия – поистине великий праздник Землян.

В этот день пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо». Весеннее равноденствие – точки пересечения плоскости экватора с плоскостью эклиптики.

Только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В эти моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми – поэтому накануне праздника рекомендован пост.

Во многих странах мира день весеннего равноденствия отмечают торжественным праздником, называя его разными именами. В азиатских странах, например, это праздник Навруз, ведическая Индия также почитает этот период особым празднеством.

2. Праздник весеннего равноденствия у славян «Сороки (Сараки)».

22 марта отмечаются Сороки (Саракі)

Начиная с весеннего солнцестояния, день становился равным ночи, а позже — больше её. Такое развитие событий показывали нашим предкам, что зима с её метелями и

жгучим морозом навсегда (на некоторое время) оставила замерзших и бледных людей.

Всё большее количество весенних, солнечных и весёлых дней селили в душе человека уверенность в Солнце и тепле.

Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна. Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым.

·        Число 40 у славян. Название Сороки.

По книге Адамовича «Магия «Стоячей воды»

1). Проба, испытание, посвящение, смерть:  40=4(земное число)*10(число космоса). 

В восточнославянской традиции "число "сорок" по мнению В. Я. Проппа не следует, конечно, понимать буквально; сорок эпическое число, обозначающее вообще множество" . Число сорок означает пробу, испытание, посвящение, смерть. Сорок дней - это шесть недель, шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается". 

Связано с четверкой и десяткой (славянское название четыре на десять").

Четыре - целостность, совокупность, полнота, земле порядок, рациональное, мера, относительность, справедливость. Земное число означает деление мира по горизонтали (четыре поры года, четыре стороны света).

Десять - число космоса. Это основа и поворотный путь всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок.

 2). 13 (число лунных месяцев в году) х 3 (число миров в славянском мироздании) + 1 (верховный бог) =40.

3). Число вредоносной силы (злыдни), врагов: 40=5*8

40 (сорок) в славянской мифологии ассоциируется с число нечистой силы, врагов. Также является составным числом, состоящим из взаимодействия следующих чисел: 5 (поминание предков) х 8 (состав души) = 40; Число сорок связано в славянских сказках с численностью врага - войско сорока королей, сорока королевичей". Это дает возможность предположить определенное мистическое значение числа сорок как числа, определяющего конкретное количество вредоносных сил, используемых в славянской магии.

В России данная система сохранилась в виде сорока лихорадок. «Лихорадку делят на веснянку и подосенницу и считают ее 40 видов: гноевая (навозная), подтынница (прикинулась на спящего под тыном), веретенница (на пряху) и т.д.»

         Сохранились сказания, в которых рассматриваются отношения между верховным богом, в основном описываемым в виде старика, и сорока вредоносными силами разбойниками.

  

ПРЫЕХА ДЗЕД НА ПАЛЯНАЧКУ

   (па-беларуску)

   Прыеха дзед на паляначку

   I пусцi конiка на папасачку,

   А сам лег на аддыханнiйка.

   I прышло к дзедушку сорак молайца,

   Сорок молайца, усе разбойбойнiчк;.

   Хочуць дзеда полон забраць,

   Яго конiка; табун загнаць.

   А стары дзедзя не лекаецца,

   К сырому дубу прырабаецца.

   Узя дубу за вярхушачку,

   Прыгну дуба к сырой зямлi.

   Сыра земля здрыганулася,-

   Сорок молайца улякнулася:

-         Ах, ты дзедушка, родны бацюшка,

-         Не будзем цябе палон браць

   I твайго конiка табун гнаць,

  А будзем цябе аццом зваць.

       

(по-русски)

Приехал дед на поляночку

И пустил коника на травочку

А сам лег отдыхаючы

И пришло к дедушке сорок молодцев

Сорок молодцев, все разбойники

Хотят деда в полон взять,

Его коника в табун загнать.

А стары дед упирается,

К сырому дубу приближается,

Взяв дуб за верхушечку,

Пригнул дуб к сырой земли.

Сыра земля пошатнулася,

Сорок молодцов опрокинула:

- Ой ты дедушка, родной батюшка,

Да не будем тебя в полон брать,

И твоего коника в табун гнать,

А будем тебя отцом звать


Русская былина «Три поездки Илья Муромца» (сорок тысячей разбойников).

На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, в которой упоминается, что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, разорвать 40 шнурков, символизирующих собой силы, которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что Весна и тепло его полностью поддерживают.

4). 40-дневный период исчезновения Плеяд с небосклона.

Видимо, в начале данный праздник имел еще одно название - Великдень (великий день), которое впоследствии стало обозначать христианский праздник Пасхи.

Сам праздник Пасхи имеет еврейские, а через них и вавилонские корни. Значение сорока дней" восходит, видимо, к сорокадневному периоду исчезновения Плеяд с небосклона. Это было время дождей, бурь и наводнений и считалось опасным. Возвращение Плеяд сопровождалось ликованием. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизирующих сорокадневное господство злых сил.

Анализируя славянскую традицию, необходимо отметить, что «Плеяды» ( «Созвездие - утиное гнездо», Стожары, Волосожары; белорусские названия -С та, С тка, С тца, Рэшата,Рэшатн ) в славянской традиции связаны с богом Велесом, правившим Миром Нави (Миром Предков). По созвездию Плеяд, в котором выделяли семь, девять или двенадцать звезд, определяли время ночью, особенно осенью.1

Славяне  рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда. «С тко (пляяды) - гэта тыя свечкi, якiя гараць на небе тым, куды збiраюцца праведныя душы людзей. Тут анёлы атсяваюць праведныя душы ад грэшных».

Исчезали Плеяд с небосклона именно на 40 дней с 11 февраля до 22 марта.

В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время  принято поминать предков.

Традиционно празнуемые славянами дни поминания усопших назывались “Дзядами”  Сроки празднования всех 5 главных Дзядов определенным образом связаны с созвездием Плеяд.

К астрономическому появлению плеяд –22 марта привязано празднование Навских Дедов/

5). Христианское происхождение.

Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок Севастиийских войнов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник, посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли. Церковь, за их мужество и стойкую веру в единого Бога, каждый год вспоминает их 22 марта.

У христиан «галепы»  (пирожки) ассоциировались с сорока мучениками и думами о Великом посте, который длится сорок дней.

На Сороки день с ночю меряются, зима кончается, весна начинается.

Сорок сороков птиц на сороки прилетают.

На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.

На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.

На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.

У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран

прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. «Бывают, - уверяют опятные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.

 На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.

С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.

В Беларуси основным угощением во время этого праздника являются своеобразные пирожки галепы". Выпекают 40 штук. А еще вместо жаворонков часто пекли аистов (буклей) – прилет аистов беларусы считали началом весны, в южных областях – пекли куликов. (Плюшки восходят к обряду встречи весны, да и теперь напоминают птицу с расправленными крыльями. А самим этим словом называлась птица-трясогузка).

С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».

Приметы:

Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.

Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).

С Сороками в народе связано очень много примет.

Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.

Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).

С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов.

Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

ДЗЯДЫ

По книге Адамовича Г.Э. “Славянское целительство”

Главным праздником беларусов со времени Адама Мицкевича, по мнению В.Д. Ліцьвінка, считаются «Дзяды», так как они одновременно символизировали не только «смерть» природы, но и неизбежное прекращение жизненного пути и перехода «на той свет», да предков, каждого человека.[1]

Паминальные дни, существовали у белорусов еще со времен язычества, с приходом на славянские земли христианства вряде случаев сменяли свое образ, сохраняя при этом стародавние традиции и вобравши в себя черты новой религии. В католической и православной церкви есть спецально назначенные дни для поминания умерших , но они не совпадают с традиционно празнуемыми беларусами днями поминания усопших – “Дзядами”, которые также имеют название паминальных субот .

“Хто дзядоў не ўважае, таму ўселяк бываець.”

«Дзяды» - праздник особенный, и вера в то, что в этот день души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как их уважают, как наследники заботятся об наследстве, оставленную ими, требовала от беларусов в этот день строгого поведения, ограничения в определенных действиях.

«Дзяды», на протяжении года, праздновались перед каждым значительным религиозным праздником. Главных дзядов, празднование которых проводилось на всей территории Беларуси, было  пять раз и подразделялись они по  временам года[2]. На каждые «дзяды» хозяйка готовит много еды, чтоб было ее чем больше: от пяти кушаний наименьше, а самые богатые люди справляли 7,9,11,13,15, чтоб только был непарное количество кушаний на столе.[3]

«Дзядам» предшествовал день, который в восточных, северных и западных районах Беларуси носил название «бабы». Возможно, в древности дни поминания предков проводились в два дня, в соответствии с полом покойников.[4]

По мнению автора, языческие сроки празднования «дзядов» следующие:

1.Зимние – «масляные», в субботу перед 11 февраля;

2.Весенние – «радавніца», «велікодные», в субботу  после 1 апреля;

3.Летние – «траецкіе суботу перед 22 июня

4.Осенние - «змітраўскія», «асяніны», суббота перед 8 ноября.

5.Весенние - «наўскія» в субботу после 22-24 марта.

Сроки празднования дзядов каким-то образом связаны с созвездием Плеяд.

Литература:

 

1.    Адамович Г.Э. Введение в славянскую магию. – Минск, 2000.

2.    Айдашева Г.А. Русские обряды. Весна. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80 с.

3.    Котова И.Н. , Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кула. – Спб.: «Паритет», 2006.- 249с.

4.    Полетье: Славянский календарь-оберег на 2007 год. Составитель С. Ермаков. – М.: Издательство «Ладога-100»,2006. –12с. Проект «Веди».


[1]. Ліцьвінка В.Д. Святы і абрады беларусаў.-2-ое выд.-Мн.:1998. Ст.20.

[2] Хаванні. Памінкі. Глашэнні/Рад. Кал..: А.С. Фядосік і інш..; Мн. 1986, ст.163.

[3] См. Хаванні. Памінкі. Глашэнні/Рад. Кал..: А.С. Фядосік і інш..; Мн. 1986, ст.163-164.

[4] См. Хаванні. Памінкі. Глашэнні/Рад. Кал..: А.С. Фядосік і інш..; Мн. 1986, ст.33.

 

Hosted by uCoz